Основной маршрут

В одной из предыдущих статей, я уже подходил к тому, что проблема, для осознавшего ее человека, является настоящим состоянием. Сегодня хотелось бы развить эту тему.

Если бы вы только знали, насколько актуальна проблема того, что человек толком не знает и не может сформулировать, чего он хочет. Но при этом, как правило, не испытывает затруднений в понимании и формулировке того, что его не устраивает и чего он не хочет. А ведь если мы собираемся действительно решить проблему (продвинуться), то совершенно необходимо знать куда и к чему двигаться. Иными словами, нужно проложить основной маршрут.

Человек с проблемой – это исходная точка пути, застряв на которой, он едва ли продвинется к каким-то позитивным для него изменениям. Но обязательно нужна и конечная точка (цель) или «что вы хотите вместо этого?». Свято место пусто не бывает, а поэтому, если бы, например, можно было чудесным образом устранить проблему, то чем заполнить освободившееся место? А ведь особенность как раз и заключается в том, что совсем отбросить что-то крайне редко возможно, но можно заменить.

Так что, либо вы заполняете вакантное место сами, либо это происходит само собой, но, как правило, тем способом, что вам точно не понравится. Если человек не имеет проблем для решения, которые превращает в цели и задачи, то их ему начинает подкидывать жизнь. А это потеря инициативы. Да и многих просто «заваливает»…

Кстати, в работе психолога основательное разбирательство с проблемой вполне может и не принести ожидаемого результата. Часто ведь ожидается, что, докопавшись с помощью специалиста до сути, и, поняв причины нынешнего состояния, человек от него избавится. Увы, так бывает крайне редко и понимание почти никогда не подразумевает решение (избавление).

Тут подобно автомобилю: не особо много толка в том, что вы знаете, почему ваша машина сломалась и не едет. Вам же ехать надо. А соответственно, нужен ремонт. Понимание, почему лишь помогает выходить на конкретику, но сама по себе оно мало, что даст.

Поэтому, начиная работать с проблемой, необходимо сразу же определить желаемое состояние, ориентир – то, чего хотелось бы вместо того, что есть сейчас. Таким образом, основной маршрут представляет собой путь из настоящего состояния (НС) к положительно сформулированному желаемому состоянию (ЖС).

routeСтрелка в этой схеме как раз и является переходом, который, в свою очередь, подразумевает два сопутствующих компонента: во-первых, необходимые человеку, ресурсы, а во-вторых, какие-то конкретные психологические техники.

Ресурсы – это что-то, что необходимо человеку для осуществления перехода по маршруту, что помогает в достижении желаемого состояния (цели). Речь здесь идет, прежде всего, не о внешних ресурсах (деньги, время), а о внутренних, к которым можно отнести какие-то личностные качества, способности, убеждения, состояния и знания. И помогают ресурсы не тем, что они просто есть, а только в пути от НС к ЖС.

Что касаемо психологических техник, то это скорее к работе со специалистом-психологом. Разве что человек является «продвинутым пользователем» в психологии и чем-то подходящим владеет. Тогда он может пользоваться техниками сам для себя, в режиме самопомощи.

Напоследок, пожалуй, поделюсь выводом, который может оказаться полезным некоторым коллегам-психологам. В каком бы психологически запущенном состоянии не обратился к вам человек, ориентир надо ставить сразу, равно, как и продумать хоть какие-то шаги, которые он мог бы начать делать уже сегодня. Не стоит рассчитывать на то, что клиент будет регулярно ходить прорабатывать свои проблемы, даже если необходимость этого очевидна. Рассчитывайте всегда только на здесь и сейчас, считая, что больше он не придет. Тем самым вы делаете каждую рабочую встречу более завершенной и, уважая право выбора другого человека, не цепляетесь за ненужные ожидания, что, в свою очередь, благоприятно скажется на вашей работе.

Константин Ларин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.