Про конфликты

Конфликты, в которые мы включаемся, можно разделить на адекватные и неадекватные. И при всей огромной актуальности темы конфликтов между людьми, я считаю, что с адекватными мы сталкиваемся не так часто, как нам кажется.

Что я подразумеваю под адекватностью конфликта? Прежде всего, причину его возникновения. Для большинства людей адекватно – это не то, когда вполне здоровая ситуация, а то, как сугубо им надо. Мне хочется вот так, это удобно, соответствует моим ожиданиям – адекватно, нормально; если же нет – неадекватно, ненормально.

Такой подход сам по себе не отличается адекватностью. Если мы говорим о каком-либо взаимодействии с другими людьми, то необходимо помнить, что другой человек – это именно другой [живой] человек. Как бы нам ни хотелось, он не будет удерживаться в рамках наших ожиданий, равно как и мы не будем удерживаться в рамках чьих-то ожиданий.

Одна из частых причин неадекватных конфликтов (что называется, на пустом месте) – это ваш собственный внутренний конфликт, проявляющийся во внешнем.

Суть в том, что в таком случае вы на самом деле конфликтуете не с кем-то (не с другой личностью), а с собой. Срабатывает так называемый механизм проекции, и вы бессознательно вкладываете в другого что-то свое, что вам не нравится в себе, и начинаете воевать с этим в другом человеке. Еще раз: воюете с чем-то своим, но используя другого человека.

Мы устроены так, что если нам что-то в себе очень не нравится, и мы отказываемся это принимать, то внутри нашей личности возникает противоречие-конфликт. Происходит как бы разделение личности на две части – хорошую и плохую – и плохую мы стараемся запрятать куда подальше, чтобы она не показывалась на поверхности, а то и вовсе хотим от нее избавиться.

Наша психика пытается беречь нас от деструктивных внутренних конфликтов путем психологических защит, одним из видов которых является проекция. Это когда мы проецируем свое на другого человека, приписывая ему собственные черты, которые нам не нравятся и которые мы не хотим признавать.

Получается, как в детской фразе: «Кто так обзывается, тот сам так называется».

Что из этого следует? Если вы решаете разобраться с какой-то ненужной вам конфликтной ситуацией, посмотрите, что побуждает вас к этому? Не с собой ли вы на самом деле конфликтуете? Не является ли ваше недовольство другим спроецированным недовольством собой? Если так, то путь к разрешению конфликта – не воздействие на другого, а воздействие на себя.

Звучит вроде бы просто и понятно, на деле это задача непростая, но очень даже выполнимая. И результаты от такого наведения порядка людям нравятся.

Константин Ларин