Расстановки

Расстановки

Один из методов, который я использую в работе – это так называемые расстановки (моделирование психологического пространства).

Инструмент этот довольно мощный, и обладает большими возможностями для выявления «проблемных зон» в жизни человека и нахождения решений.

В процессе расстановки мы исследуем взаимоотношения человека с кем-то или с чем-то из его жизни: с другими людьми (семья, организация), с самим собой, с деньгами, с бизнесом, с симптомом (заболеванием). Мы имеем возможность смоделировать эти взаимоотношения в особом рабочем поле и посмотреть на то, куда направлено бессознательное внимание человека (куда «смотрит» его душа), выяснить внутренние динамики и скрытые связи в системе. То есть, какова ситуация сейчас: что на месте, чему не даем места, где место занято? Это позволяет понять, почему в жизни человека происходит что-то, чего он не хочет, а то, чего он хотел бы, напротив, не происходит.

Внешне расстановка представляет собой примерно следующее:

Есть человек с запросом, для которого и проводится эта практика (клиент); есть несколько людей, которые будут выступать как фигуры, замещающие реальных участников ситуации, с которой мы разбираемся (фигуры-заместители); есть психолог, который проводит эту работу (расстановщик).

Клиент формулирует (возможно, даже не озвучивая вслух), что конкретно он хотел бы прояснить сейчас и выбирает из присутствующих фигуры-заместители, расставляя их в рабочем пространстве (поле) так, как ему кажется, они должны там располагаться. Кого-то он выбирает на роль себя самого. После чего отходит в сторону, становясь наблюдателем.

Фигурам дается некоторое время, чтобы прислушаться к себе на тех местах, где они находятся, после чего психолог просит их рассказать о своих ощущениях там. Эта информация является исходной точкой в ситуации клиента.

Далее фигуры могут медленно перемещаться в поле, а вместе с этим изменяются  их ощущения. Ключевыми ориентирами в рабочем процессе являются ответы на вопросы, которые им задает расстановщик:

  • как вы чувствуете себя сейчас, на этом месте?
  • куда вы смотрите сейчас?
  • что вы чувствуете по отношению к (другой) фигуре?

Помимо вопросов фигурам, психолог периодически задает вопросы и клиенту. Таким образом, он постоянно получает информацию от всех участников расстановки и дает возможность процессу «разворачиваться» постепенно, чтобы не упустить ничего важного. Клиент же находится в состоянии осознавания своей ситуации.

Фигуры имеют возможность не только перемещаться, но и что-то говорить друг другу. Как по собственным ощущениям, так и по просьбе расстановщика произнести определенную фразу. После сказанного идет проверка, есть ли какие-то изменения в том, как фигуры себя чувствуют.

Расстановка продолжается до тех пор, пока не будет найдено (и понято) решение. Иногда – до того момента, как всем фигурам будет хорошо на своих местах, но это не является обязательным условием.

Никакой мистики в расстановках нет. Внутренне все основывается на огромном количестве информации, которая хранится в нашем бессознательном (и о которой мы даже не подозреваем), а также на работе с подавленными чувствами и тем «внутренним багажом», который влияет на наше психоэмоциональное состояние.

Главное удобство этого метода заключается в том, что все переводится с уровня мыслей и разговоров на более доходчивый язык ощущений. А там все куда понятней и особо не запутаешься. Хорошо вы себя чувствуете на этом месте? Тянет ли вас куда-то? Какие чувства вы испытываете по отношению к этому человеку? А как он воспринимает вас? И прочие уточнения, позволяющие увидеть действительное положение дел.

При расстановках на людях, участники, выступающие в ролях фигур-заместителей, не имеют какого-либо отношения к ситуации клиента и, чаще всего, абсолютно не знают про нее ничего. Но такой формат расстановочной работы – не единственный. Помимо работы с группой, которая является, на мой взгляд, наиболее доходчивой, расстановки можно проводить в индивидуальном формате (клиент и психолог). В этом случае в рабочем поле раскладываются так называемые напольные «якоря», представляющие собой, как правило, листы бумаги, каждый из которых обозначает определенного участника разбираемой ситуации. Клиент выбирает «якоря» для себя и для других, раскладывает их на полу, так, как ему видится ситуация, а затем встает на свой «якорь» и прислушивается к своим ощущениям на этом месте...

В отличие от расстановок на людях, в работе с напольными «якорями» гораздо больше задействован сам клиент, да и расстановщик, поскольку приходится в буквальном смысле чувствовать не только за себя, но и за других.

Еще одним вариантом являются расстановки на фигурках, где участники заменяются специальными фигурками, и все моделирование происходит на небольшом пространстве стола.

Варианты работы с «якорями» или фигурками удобны для прояснения не очень сложных ситуаций, а также в тех случаях, когда человек не готов расставлять свою ситуацию в присутствии других людей. Однако для работы со сложными, запутанными ситуациями рекомендуется все же расстановка на людях – это упрощает получение и анализ информации из поля для нахождения решения. И лично я не провожу эту практику сразу. Решение о том, что в данном случае действительно уместно провести расстановку, принимается мною после того, как клиент побывал на предварительной консультации.

Расстановки – это, прежде всего, инструмент особой диагностики проблемной ситуации. От них может не быть пользы, если совершенно ничего не делать после расстановки, но от них не может быть вреда. Самое плохое, что может произойти в расстановочной работе – не поймем (не расшифруем) то, что расставили, а значит, не будет намечено, как действовать.

Если мы осознаем что-то, и на основе этого совершаем какие-то реальные действия, то жизненная ситуация меняется. Но надо предупредить о том, что крайне далеко не всегда и не все изменения будут происходить с комфортом. Адаптация к новому требует определенных усилий.

Константин Ларин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *